Ki-sho-ten-ketsu

…Или японская четырёхтактная схема в коротком сюжете.

Поскольку в сети на слуху всякие интересные мысли о коротких сюжетах на две-три сессии по 4-6 часов – пара слов о традиционных регулярно используемых решениях.

Итак. Японская четырёхтактная схема. По вертикали – накал сюжетной движухи, по горизонтали – развитие сюжета.
ki-sho-ten-ketsu
1. Ки. Вводная часть. Завязка, общая идея сюжета. Знакомство с основными действующими лицами, вступительные диалоги. Большая часть совершенно безболезненно выносится за рамки игровой сессии – в личное общение Мастера с игроком на рабочей неделе и обсуждение концепции персонажа. На игре заслуживающий отыгрыша фрагмент занимает где-то полчаса-час (при 4-6 часов сессии).

2. Со. Развитие идеи, рост напряжения и темпа событий. Конфликты. Вызовы. Основная часть вводных событий игры. Пресловутое “начало выполнения заказа мистера Джонсона теневиками”. Первые значимые столкновения персонажей с противниками, сцены действия. На игре занимает час-два.

3. Тен. Драматический поворот сюжета. Примерно десять лет назад это называли “киберпанк без подставы – не киберпанк”. На поверхность всплывает какой-то чужой косяк, скелет в шкафу, или откровенная подлость инициатора событий в сюжете. Требуется резкая смена направления действий, возникает необходимость для персонажей кардинально менять линию поведения или даже ликвидировать последствия собственных успешных действий ранее по сюжету. Как итог – некая зрелищная развязка. На игре занимает час-два.

4. Кетсу. Завершение главы (части… сюжета…). Не факт, что разрешает основные конфликты мета-сюжета, но достаточно однозначно финализирует конфликты рассматриваемого фрагмента. Спад напряжения, получение денег от нанимателя или заинтересованных лиц, раздача опыта и репутации. Полчаса-час на игре, в зависимости от длины сессии (4-6 часов).

На выходе – один законченный сюжет, по структуре похожий на OVA или главу манги. Ван-шот, или элемент “сериала” из произвольного числа “серий” – лучше бы всё тех же 4-6, по тем же правилам.

Достаточно интересна также концепция европейской “восьмипунктовой дуги” из приключенческих романов, но про неё – как-нибудь в другой раз.

3 Responses to Ki-sho-ten-ketsu

  1. darkkir says:

    А разве в Европе классическая схема другая? Причём тут “древнее государство с оригинальной культурой”? ;)))

  2. dicelords says:

    Другая. Потому что решает немножко другие задачи. Но я не думаю, что ты легко отыщешь, и уж тем более легко вспомнишь детали подачи художественного текста японских книг в наших краях. Кроме Сакё Комацу, или как там его, про утонувшую Японию, в советские годы у нас почти не издавали ничего.

  3. darkkir says:

    Да я и не особо её люблю, литературу японистую )) Вот “Пионовый фонарь”, помню, читал с удовольствием.

Leave a comment